Передача мтс колхозам. Машинно-тракторные станции — индустриальная база колхозного производства
(МТС) - оснащенные машинной техникой гос. социалистич. предприятия в с. х-ве, осуществлявшие на договорных началах с с.-х. коллективными х-вами их производственно-технич. организац. обслужи- вание. Победа колх. строя в СССР была невозможна без создания совр. материально-технич. базы с.-х. произ-ва. Организованные же в кон. 20-х - нач. 30-х гг. колхозы были экономически слабыми х-вами. Они не имели достаточных средств и условий, чтобы покупать тракторы, сложные с.-х. машины, обеспечить подготовку механизаторских кадров. Недостаток с.-х. техники диктовал необходимость ее централизов. распределения и использования. Сосредоточение крупной с.-х. техники в МТС давало в этих условиях значит. экономич. выигрыш. Первая МТС была создана в 1928 на базе тракторного отряда, организованного в 1927 при совхозе им. Шевченко в Березовском р-не Одесской обл. Широкое строительство МТС развернулось после пост. Совета труда и обороны от 5 июня 1929 "Об организации машинно-тракторных станций". Руководство ими осуществлялось созданным на акц. началах Трактороцентром. Наряду с гос. средствами, игравшими гл. роль в строительстве МТС, привлекались средства кооп. орг-ций, колхозов, крест. населения. В кон. 1932 Трактороцентр был реорганизован; руководство строительством МТС перешло к Наркомзему СССР. Обслуживание колхозов МТС происходило на основе договорных отношений. Осн. производств. единицей МТС была тракторная бригада. МТС сыграли важнейшую роль в становлении и развитии колх. строя, в укреплении союза рабочего класса и крестьянства, осуществлении производств. смычки между городом и деревней. Уже накануне Вел. Отечеств. войны через МТС в колхозах были в осн. механизированы наиболее трудоемкие процессы - пахота, междурядная обработка посевов, уборка урожая, обмолот. МТС являлись важнейшим источником гос. заготовок с.-х. продуктов: в соответствии с произведенной ими в колхозах работой объем натуроплаты зерном составлял в 1933-34 (в среднем за год) - 3652,6 млн. т, в 1937 - 11 853,8 млн. т, в 1940 - 14 264,3 млн. т, в 1952 - 18 429,0 млн. т, в 1957 - 13 125,0 млн. т. МТС сыграли большую роль в подъеме культурно-технич. уровня крестьянства. В деревне была создана многочисл. армия квалифицир. трактористов, комбайнеров, шоферов, ремонтных рабочих, насчитывавшая к 1958 св. 2 млн. чел.
Таблица. Основные показатели развития МТС [s]МАШИНО-ТРАНСП.JPG
С орг.-хоз. укреплением колхозов форма их производств.-технич. обслуживания через МТС перестала соответствовать потребностям развития производит. сил с. х-ва. Стали проявляться отрицат. последствия того положения, когда на одной и той же земле вели х-во 2 социалистич. предприятия - колхоз и МТС, что зачастую порождало обезличку в организации про-из-ва, снижало ответственность за повышение урожайности, вызывало ненужные расходы на содержание параллельно действующего управленч. аппарата. Февр. пленум ЦК КПСС (1958) признал необходимым изменить прежний порядок производств.-технич. обслуживания колхозов через МТС и перейти к продаже техники непосредственно колхозам, реорганизовав МТС в ремонтно-технич. станции. Рекомендации пленума были законодательно закреплены решениями 1-й сессии Верх. Совета СССР 5-го созыва (март 1958). В 1958-59 колхозами было куплено тракторов, машин и оборудования на сумму 32 млрд. руб. (в т. ч. эксплуатировавшихся ранее в МТС - на 18 млрд. руб.). Опыт строительства МТС при организации крупного с.-х. социалистич. произ-ва в СССР использован в ряде других социалистич. стран в соответствии и с ист. условиями и особенностями развития с. х-ва.
Лит.: Коллективизация с. х-ва. Важнейшие постановления Коммунистич. партии и Сов. пр-ва, 1927-1935, М., 1957; Заседания Верховного Совета СССР пятого созыва 1 сессия. 27-31 марта 1958, М., 1958; Арутюнян Ю. В., Механизаторы с. х-ва СССР в 1929-1957 гг., М., 1960; Венжер В. Т.; Основные вопросы производственной деятельности МТС, М.; 1949; Данилов В. П., Создание материально-технич. предпосылок коллективизации с. х-ва в СССР, М., 1957; Вылцан М. A., Укрепление материально-технич. базы колх. строя во второй пятилетке (1933-1937 гг.), М., 1959.
- - прицепные и навесные с.-х. машины для сгребания провяленной или свежескошенной травы в валки, ворошения травы в прокосах и оборачивания валков для ускорения сушки...
Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
- - МТМ, строятся двух типов-на 100 и на 250 тракторов. МТМ предназначаются для капитального, среднего и текущего ремонта тракторов, автомобилей и с.-х. машин...
- - предназначаются для перевозки разного рода грузов...
Сельскохозяйственный словарь-справочник
- - гос. с/х предприятия, созданные для техн. и организационной помощи колхозам. Недостаток с/х техники обусловил необходимость ее централизованного распределения и использования...
Уральская историческая энциклопедия
- - аккумуляторные тракторные тележки подъемной силой в 2-3 т, обслуживающие горизонтальное перемещение грузов в складах порта...
Морской словарь
- - оснащенные машинной техникой гос. социалистич. предприятия в с. х-ве, осуществлявшие на договорных началах с с.-х. коллективными х-вами их производственно-технич. организац. обслужи- вание...
Советская историческая энциклопедия
- - машина для сгребания скошенной травы и сена в валки. По принципу работы Г. т. разделяют на поперечные и боковые; по типу рабочих органов - на грабли с пружинными зубьями и колёсно-пальцевые...
Большая Советская энциклопедия
- - первая часть сложных прилагательных, пишется всегда через...
Орфографический словарь русского языка
- - маши/нно...
- - маши/нно...
Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
- - маши/нно...
Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
- - маши́нно- Первая часть сложных слов, вносящая значение сл.: машина...
Толковый словарь Ефремовой
- - первая часть сложных прилагательных, пишется через...
Орфографический словарь-справочник
- - маш"инно зав"...
- - маш"инно незав"...
Русский орфографический словарь
- - маш"инно ориент"...
Русский орфографический словарь
"МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ СТАНЦИИ" в книгах
На станции Новохоперская
Из книги История моей юности автора Петров-Бирюк Дмитрий ИльичНа станции Новохоперская На следующий день после убийства работника Новохоперского горсовета мы собрались у своего хуторянина, Василия Борисовича Долгачева, брата бывшего командира нашей дружины. Это был казак лег сорока пяти, лысый, с лохматыми бровями, нависшими над
Глава 10 Отрицательные последствия реформы по ликвидации машинно-тракторных станций и принудительной продажи сельскохозяйственной техники колхозам
Из книги Никита Хрущев автора Медведев Рой АлександровичГлава 10 Отрицательные последствия реформы по ликвидации машинно-тракторных станций и принудительной продажи сельскохозяйственной техники колхозам Те же нетерпеливые требования «быстрейшего подъема» привели к крупным неудачам в осуществлении одной из наиболее
«Крик станции»
Из книги Мне всегда везет! [Мемуары счастливой женщины] автора Лифшиц Галина Марковна«Крик станции» Ну, вот. Мне уже два года и девять месяцев. Лето. Все идет своим чередом. И вдруг к нам приезжает тетя Таня. Я еще не знаю, что это моя Танюсенька. Но она мне нравится с первого взгляда.Она называет бабушку и дедушку «тетя» и «дядя».Она устраивает в квартире
Орбитальные станции
Из книги Зато мы делали ракеты. Воспоминания и размышления космонавта-исследователя автораОрбитальные станции В конце шестидесятых годов в нашем КБ да и в нашей космической отрасли по-прежнему не было единого мнения по выбору главного направления дальнейших работ. Мишин в упор ничего не видел, кроме работ по HI и по лунной экспедиции, что было совершенно
ОРБИТАЛЬНЫЕ СТАНЦИИ
Из книги Траектория жизни. Между вчера и завтра автора Феоктистов Константин ПетровичОРБИТАЛЬНЫЕ СТАНЦИИ Во второй половине шестидесятых годов по-прежнему не было единого мнения по выбору главного направления дальнейших разработок. Одни тянули в сторону военных космических аппаратов. Не думаю, что они так уж стремились защищать родину. Этим прагматикам
Машинно-тракторные станции - индустриальная база колхозного производства.
Из книги Политическая экономия автора Островитянов Константин Васильевич Из книги Предназначение Души. автора Ньютон МайклТри станции Получение своей собственной энергии у врат в Мир Душ - это, в действительности, не является закономерностью. Это, вероятнее всего, происходит в связи с началом восстановительного процесса у врат, когда только что вернувшаяся душа получает целительный
СТАНЦИИ
Из книги Хасидские предания автора Бубер МартинСТАНЦИИ Когда равви Шеломо путешествовал по России, он считал все станции, встречавшиеся ему на пути, говоря: «Это стоянки детей Израиля, по которым исходили они из земли Египетской». Когда спросили его о значении этих слов, равви сказал: «Священная «Книга Великолепия»
«Реформы» Хрущёва были хаотичны и беспорядочны и в то же время они были системны. Суть этой системы — разрушение. При всей их кажущейся сумбурности и беспорядочности, при всем широчайшем спектре хрущевских затей всегда можно выделить одну общую закономерность. Все реформы вели к развалу Советского Союза.
Преобразования Хрущёва расшатывали советскую систему, ослабляли СССР. Чтобы советские люди разуверились и разочаровались в социализме, в курсе правительства, Хрущёв сразу разрушил основной социалистический принцип: «Каждому по труду». Повсеместно в СССР ввели уравниловку. Сколько ни работай, больше своей ставки не получишь. Труд обесценили. При Сталине профессор или конструктор мог получать больше министра. При Хрущёве высококлассный специалист мог получать меньше обычного рабочего. Одновременно повысили трудовые нормы, а рост зарплаты был заморожен. Фактически Хрущёв покончил со сталинским социализмом. При Сталине сколько ты заработал, столько и получал. Нормы выработки ежемесячно не повышали. Нормы выработки повышались в зависимости от внедрения на производстве новых мощностей, технологий и техники.
Нарушение основного социалистического принципа развернуло партию и государство от народа. Партийно-бюрократическая номенклатура стала стремительно вырождаться, отделяться от простого народа Верхушка номенклатуры стала превращаться в новый класс эксплуататоров. Понятно, что это был длительный процесс, незаметный большинству людей. Но к 1980-м годам процесс гниения стал уже необратим и привёл к гибели СССР. Новые «хозяева жизни» захотели стать официальными «боярами». Для этого и была затеяна горбачевская «перестройка». Хрущёвский социализм постепенно превратился в разновидность капитализма — госкапитализм. А постоянный рост цен на товары первой необходимости, который начался при Хрущёве, и являлся основным признаком капиталистического общества.
Удар по сельскому хозяйству
Хрущёв, считая себя большим специалистом в области сельского хозяйства, запустил сразу несколько разрушительных проектов. В конце эпохи Сталина и в первые годы после его гибели сельское хозяйство успешно развивалось. Однако успешному подъёму сельского хозяйства быстро пришёл конец. Хрущёв вдруг приказал ликвидировать государственные машинно-тракторные станции (МТС). Эти государственные предприятия на договорных началах с сельскохозяйственными коллективными хозяйствами осуществляли их производственно-техническое обслуживание. Большинство колхозов и совхозов не имели достаточно средств, чтобы самостоятельно покупать сложные сельскохозяйственные машины, трактора и обеспечивать их бесперебойную работу, готовить соответствующие кадры. К тому же техники на первых этапах не хватало, и существовала необходимость её концентрации и централизованного распределения. Сосредоточение крупной сельхозтехники в МТС давало в таких условиях большой экономический выигрыш. К тому же МТС сыграли значительную роль в общем подъеме культурно-технического уровня крестьянства. В СССР появился крупный слой сельского технически грамотного населения — квалифицированных трактористов, шофёров, комбайнеров, ремонтников и т. д. Всего их к 1958 году было около 2 млн. человек.
Хрущёв же ликвидировал МТС и приказал коллективным хозяйствам выкупить трактора, комбайны и прочую технику. Причем цены назначались высокие. На выкуп техники колхозам пришлось потратить всё накопления, которые остались за 1954-1956 гг. Колхозы не могли сразу создать соответствующую базу для хранения и обслуживания техники. К тому же они не имели соответствующих специалистов. Не могли они и массово привлечь бывших работников МТС. Государство могло позволить платить работникам МТС большую зарплату, чем колхозы. Большинство рабочих нашло себе другое применение. В результате многие машины превратились в металлолом. Сплошные убытки. Это сильно подорвало экономический потенциал советской деревни.
Никита Хрущёв развернул кампанию по укрупнению колхозов. Их число сократили с 83 тыс. до 45 тыс. Считалось, что они будут объединяться в мощные «колхозные союзы». В результате Хрущёв надеялся реализовать свой старый проект по созданию «агрогородов». Однако этот проект требовал крупных капиталовложений, которых не было у колхозов. Колхозы и так потратили последние средства на выкуп техники. В результате кампания по укрупнению провалилась.
В это же время Хрущёв нанёс ещё один удар по русской деревне. Москва взяла курс на ликвидацию «неперспективных деревень». Невесть откуда взявшиеся «специалисты» стали оценивать, какие деревни можно оставить, а какие «бесперспективны». Сверху спускали указания по поиску «неперспективных» деревень. Жителей «неперспективных» деревень переселяли, по всему Советскому Союзу пустели сёла и хутора. Эта кампания нанесла страшный вред русской деревне. В первую очередь пострадали коренные русские области. Вред был многогранным — от урона сельскому хозяйству до демографического удара по русскому народу. Ведь именно русская деревня давала основной прирост суперэтносу русов.
Всё это проходило на фоне вложения огромных средств и усилий на освоение целинных и залежных земель Поволжья, Южной Сибири, Казахстана и Дальнего Востока. Идея была верной, но дело нужно было вести разумно, постепенно, без постоянной гонки и аврала. Программа должна была иметь долгосрочный характер. Однако всё делалось в спешке. Освоение целины породило сразу несколько бед. С одной стороны, в этот поспешный и непродуманный проект вложили огромные деньги, средства и усилия. Эти деньги можно было использовать с большей пользой. На «целинный фронт» бросили тысячи специалистов, добровольцев и технику. По комсомольским разнарядкам в казахские степи гнали молодежь, направляли технических специалистов, направляли целые выпуски учителей, врачей и агрономов. Отправляли и молодых колхозников из «неперспективных» мест. По сути, это была массовая депортация русских из их коренных земель, которые в это время запустевали. С другой стороны, огромные площади освоенных земель через несколько лет стали превращаться в пустыню и солончаки. Возникла экологическая проблема. Снова пришлось вкладывать огромные деньги и усилия, теперь уже для проведения спасательных мероприятий, вроде лесопосадок.
Добавилась «кукурузная лихорадка», «мясная кампания» и «молочные рекорды», которые окончательно подкосили сельское хозяйство. В Советском Союзе существовала проблема кормовых культур, и Хрущёв объявил кукурузу панацеей от всех бед. Во многом на него повлияла поездка в Соединенные Штаты, где кукуруза была одной из основных сельскохозяйственных культур. В 1955—1962 гг. посевные площади под кукурузу удвоили. Приходилось сокращать посевы других культур. Причем кукурузу сеяли даже в тех регионах, которые не подходили этой сельскохозяйственной культуре по природно-климатическим условиям. Так, на эту тему даже возникли анекдоты: «Ну что, братья коряки, сеем кукурузу?» «Сеем», — отвечали коряки, надевая шубы». О неурожаях Хрущёв и слышать не хотел. Тех руководителей, которые не могли обеспечить урожай кукурузы, снимали с постов. Поэтому многие руководящие работники, чтобы сохранить свои посты, писали о высоких урожаях, шли на подлоги, приписки.
В 1957 году началась «мясная кампания». Хрущёв призвал за три года утроить производство мяса. Первый секретарь Рязанского обкома Ларионов пообещал за год утроить производство. Идею поддержали некоторые другие области. Ларионов получил за это обещание Героя Социалистического Труда. В области, чтобы выполнить это обещание, стали забивать весь имеющийся молодняк и закупать мясо у населения и за пределами Рязанщины. На покупки пришлось расходовать фонды, которые выделяли на строительство, здравоохранение и образование. План выполнили. Однако на следующий год область обязали ещё больше повысить планку. Область не смогла дать почти ничего, фонды были потрачены, а скот весь забили. Ларионов покончил самоубийством.
Началась и т. н. «вторая коллективизация». В 1959 году весь личный скот предписали выкупить у населения, а подсобные хозяйства и приусадебные участки были запрещены. Мол, приусадебные хозяйства мешают колхозникам отдавать весь свой труд на благо Родине. Приусадебные хозяйства давали колхозникам значительное подспорье, снабжали продуктами рынки. Теперь и без того живущие небогато крестьяне разорялись. Началось бегство из советских деревень: многие уезжали в города, другие на целину, где были приличные заработки и можно было «выбиться в люди».
В конце 1920 - начале 1930-х в СССР по инициативе ВКП (б) проходила массовая коллективизация в сельских населенных пунктах. Процесс коллективизации и создания крупных сельскохозяйственных предприятий социалистического типа тормозился отсутствием материально-технической базы на селе. Крестьяне не были заинтересованы работать на государство, которое использует физический труд людей, не давая за это практически никакой оплаты.
Что такое МТС в СССР?
В 1929 году на анализировали ситуацию в сельском хозяйстве страны. Руководство партии в очередной раз подчеркнуло, что на селе необходимо создавать крупные сельскохозяйственные производства, чтобы город был обеспечен хлебом, крупами и другой продукцией. Понимая, что государство должно предоставлять вновь созданным коллективным предприятиям технику для уменьшения доли немеханизированных производственных процессов, Сталин позитивно оценил работу первых МТС. Кстати, какая у аббреватуры МТС расшифровка? СССР создал машинно-тракторные станции, которые и назывались сокращенно МТС.
История создания и развития машинно-тракторных станций
Первая машинно-тракторная станция в Союзе была создана в 1927 году. Место создания - село Шевченково Одесской области, Украина. Кстати, это неслучайно, потому что Одесский регион всегда славился изобилием рационализаторских идей, которые практически сразу после их реализации показывали свою эффективность и давали реальный материальный результат. На вышеуказанном съезде партия позитивно оценила деятельность первой советской МТС.
Сталин увидел в развитии сети тракторных станций одну из основ реализации партийной концепции коллективизации в сельском хозяйстве. Задача, поставленная съездом перед руководителями аграрного направления, состояла в активном охвате системой СТО тракторной техники всей страны. Многие партийные сотрудники лично (была экскурсия) увидели, что такое МТС. В СССР количество таких предприятий в 1931 году составило уже 1228. Так как темпы коллективизации росли (1932 год - пик процесса формирования колхозов), необходимо было создавать новые технические предприятия. Анализируя статистические данные по мы видим увеличение количества МТС более чем в два раза (до 2886), а в 1934 году государство открыло еще около 500 станций. На этом тоже партруководство не собиралось останавливаться, поэтому была поставлена очередная задача. В 1937 году (а мы все знаем, что это за время) количество станций должно было составить 6000. Безусловно, результат был достигнут, потому что в годы массовых репрессий и расцвета доносов невыполнение партийных директив часто каралось лагерями или расстрелом.
Порядок взаимодействия МТС и колхозов
Что такое МТС в СССР для самих колхозов? В каждом колхозе руководители также видели необходимость механизации труда, потому что это приводило к увеличению продуктивности труда и урожайности культур. Не имея собственной техники, колхозы в лице МТС видели поддержку со стороны государства.
Как организовывалось сотрудничество? Машинно-тракторная станция владела техникой, производство которой также постоянно росло. Трактора, комбайны и другая техника предоставлялись колхозам в аренду. Колхозы оплачивали МТС стоимость аренды техники за счет денег, которые получали за сдачу урожая государству. В случае поломки трактора, комбайна, сеялки механики МТС приезжали по вызову в колхоз, осматривали технику и ремонтировали ее.
Политический аспект деятельности МТС
В 1930-е годы любая была напрямую связана с политическими моментами. На каждой тракторной станции работал политотдел, возглавляемый заместителем директора по политической работе. В задачи отдела входило руководство парторганизациями МТС и прикрепленных к ней колхозов. Ответственность за качественную работу МТС нес не только директор, но и политотдел. Это неудивительно, ведь любой сбой в работе хозяйственного механизма в те годы расценивался как саботаж, а это было уже по политической части.
Что такое МТС в СССР, теперь, надеемся, понятно всем. Без технической основы коллективизация, скорее всего, была бы невозможной.
В 1958 году Хрущев провел решение о ликвидации МТС, а технику продал колхозам. Социализм был свернут в деревне, а страна встала перед реальной угрозой голода
Машино-тракторные станции (МТС), крупные государственные последовательно-социалистического типа предприятия в сельском хозяйстве СССР, оснащённые современной машинной техникой - тракторами, комбайнами и другими с.-х. машинами и оборудованием, созданные Советским государством как опорные пункты в деле социалистического переустройства с. х-ва и оказания помощи колхозам в организации и ведении их хозяйства на современной технической базе и научных основах. Советское государство с помощью МТС осуществляет свою руководящую роль в отношении колхозов, сочетая своё руководство, организационную и производственно-техническую помощь с самодеятельностью колхозников в деле всемерного развития общественного х-ва и организационно-хозяйственного укрепления колхозов .
Товарищ Сталин в своём гениальном труде "Экономические проблемы социализма в СССР" (1952, с. 90) писал: "...сосредоточение основных орудий сельскохозяйственного производства в руках государства, в руках машинно-тракторных станций, является единственным средством обеспечения высоких темпов роста колхозного производства".
Строительство МТС - составная часть ленинско-сталинского плана построения социализма в нашей стране, осуществлённого советским народом под руководством И. В. Сталина.
Значение машинной техники и роль МТС в социалистическом преобразовании сельского хозяйства. В своём знаменитом кооперативном плане приобщения крестьянства к делу построения социализма В. И. Ленин указывал на решающую роль технического перевооружения с. х-ва, подведения под него базы современной машинной техники. Если новый высший этап в поступательном развитии общества не мог быть достигнут без завершения технической реконструкции сельского хозяйства, то сама эта реконструкция не могла быть проведена без участия и помощи рабочего класса, а также Советского государства.
Огромную историческую роль в создании и упрочении колхозного строя, подъеме сельскохозяйственного производства, укреплении союза рабочего класса и крестьянства сыграли государственные предприятия -- МТС. Они способствовали повышению обобществления колхозного производства, там самым они постепенному сближению государственной и колхозно-кооперативной собственности. Разумеется, во взаимоотношениях колхозов и МТС не все и не всегда обстояло гладко, но думается, что так называемые противоречия «двух хозяев «а одной земле» в конечном счете перекрывались теми выгодами и преимуществами, которые давало их производственное содружество. Истекшие после реорганизации МТС первые семь лет показали, что путь совершенствования системы «колхозы -- МТС» был бы вероятно более эффективным, чем ликвидация самой системы с имевшими место издержками.
Замедление темпов развития сельского хозяйства в годы семилетки, конечно, обусловливалось и другими причинами. Сказалось, в частности, недостаточно обоснованное, чрезмерное повышение цен на запасные части к тракторам и сельскохозяйственным машинам: с 1 января 1959 года они были повышены на 90% . Одновременно в период с 1958 по 1961 год несколько раз снижались заготовительные цены на зерно, сахарную свеклу и подсолнечник. В результате ухудшилось материально-техническое снабжение сельского хозяйства, экономика многих колхозов ослабла. В ряде республик выдача денег и продуктов колхозникам, несмотря на рост интенсивности труда, стала уменьшаться. Положение усугублялось известными элементами волюнтаризм и в планировании сельскохозяйственного производства, "приведшего, в частности, к уменьшению поголовья скота в личной собственности граждан и т. д.
Мартовский Пленум ЦК КПСС 1965 года, вскрывший волюнтаристские ошибки в руководстве сельским хозяйством, выработал основы аграрной политики партии на современном этапе, явился крупной вехой в развитии колхозно-совхозного производства. Среди разработанных Пленумом неотложных мер по подъему сельского хозяйства важное место отводилось дальнейшему укреплению его материально-технической базы. По существу был взят курс на полное техническое перевооружение сельского хозяйства на основе современных достижений тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. В решениях XXIII съезда КПСС и последующих пленумов ЦК партии была конкретизирована научно обоснованная программа последовательной интенсификации сельского хозяйства путем его химизации, комплексной механизации земледелия и животноводства, широкой мелиорации земель.
Главнейшей задачей в развитии материально-технической базы сельского хозяйства на новом этапе является переход к широкой -комплексной механизации всех, не только основных, но и вспомогательных, сельскохозяйственных работ, до сих пор отвлекающих большую часть трудоспособного населения, занятого в земледелии и животноводстве. Другая важнейшая задача-- достигнуть такого уровня технической оснащенности колхозов и совхозов, который обеспечивал бы проведение сельскохозяйственных работ в оптимальные сроки, уменьшил зависимость от стихийных сил природы.
Между МТС и колхозами, как двумя формами предприятий социалистического сельскохозяйственного производства, существовали общность и различия. Общим являлось то, что те и другие, будучи составными частями социалистической системы хозяйства, базировались па социалистической собственности. Это были однотипные социалистические предприятия. Различие между МТС и колхозами заключалось в том, что и МТС была государственная, а в колхозах -- кооперативная (групповая) собственность, неодинаковые по уровню обобществления средств производства. Общность и различия форм социалистической собственности составляли основу существования двух дружественных классов -- рабочих и крестьян, а создание колхозов и МТС -- форму производственной смычки между рабочим классом и колхозным крестьянством при ведущей роли рабочего класса.
Общим являлось также и то, что МТС и колхозы совместно выполняли процессы труда, входящие в состав единого производственного цикла, на земле, составляющей общенародную собственность сочетание средств производства и труда для выполнения планов.
Из общности, которая существовала между МТС и колхозами, вытекали экономические связи и мероприятия, необходимые для совместного решения важнейших народнохозяйственных задач; из различия -- особые средства и приемы работы, свойственные этим формам предприятии.
Машинно-тракторные станции по своему объективному положению, экономической сущности являлись организаторами колхозного производства, опорными пунктами Советского государства в руководстве колхозами. МТС -- это крупная техника колхозного производства, система усовершенствованных машин, индустриальная основа колхозного строя. Вместе с тем МТС -- это коллектив квалифицированных работников государственных предприятий, опирающийся в своей трудовой деятельности в колхозах на общенародную собственность. МТС являлись решающим фактором колхозного производства, проводником общегосударственных интересов.
Взаимоотношения МТС с колхозами регулировались на основании утвержденного правительством типового договора. Договорные отношения МТС с колхозами являлись юридическим выражением производственных отношений колхозного производства, основывающихся на, сочетании двух форм социалистической собственности -- колхозно-кооперативной и общенародной, государственной. В договорах МТС с колхозами отражалась сущность производственных взаимоотношений рабочего класса и колхозного крестьянства, их сотрудничество I и взаимопомощь. В них выражалась руководящая роль МТС, Советского государства и рабочего класса в развитии и укреплении колхозного производства. Договоры заключались в начале каждого года и, имея силу закона, были обязательны к точному и безусловному исполнению, как колхозами, так и машинно-тракторными станциями.
Машинно-тракторные станции брали на себя обязательства по производственно-техническому обслуживанию колхозов, оказанию постоянной помощи в деле их организационно-хозяйственного укрепления путем агрономического обслуживания, составления производственно-финансовых планов, внедрения правильных севооборотов, подготовки кадров и постановки учета. Колхозы в свою очередь должны были последовательно проводить все предусматриваемые договором агротехнические мероприятия, своевременно рассчитываться за работы МТС. Февральский Пленум ЦК ВКП(б) 1947 года особо указал на необходимость строгого выполнения МТС и колхозами своих договорных обязательств.
Партийные, советские и сельскохозяйственные органы систематически контролировали выполнение договоров МТС с колхозами. Большую работу в этом направлении проводил Совет по делам колхозов при правительстве Союза ССР и его представители на местах.
В 1947 году машинно-тракторные станции и колхозы к заключению договоров подошли более ответственно, чем в предыдущие годы. Договоры обсуждались на общих собраниях колхозников; районные отделы в райисполкомах следили за тем, чтобы МТС брали обязательства своими средствами производства оказывать колхозам максимальную помощь.
Более сложная задача заключалась в том, чтобы МТС полностью, своевременно и на высоком агротехническом уровне выполнили принятые обязательства.
Таким образом, в сотнях колхозов МТС не выполнили своих обязательств. Такая работа МТС не могла не влиять отрицательно на уровень колхозного производства, рост урожайности сельскохозяйственных культур.
Типовой договор между МТС и колхозом требовал, чтобы дирекция МТС регулярно, не менее двух раз в год отчитывалась перед каждым колхозом о выполнении договорных обязательств. Как правило, большинство МТС отчитывалось на собрании колхозников только один раз в год, да и то зачастую с опозданием, приурочивая свой отчет к отчетным перевыборным собраниям
Роль МТС в колхозном хозяйстве не ограничивалась только проведением механизированных работ. Машинно-тракторные станции осуществляли также агрономическое обслуживание колхозов, оказывали им практическую помощь по широкому внедрению в производство достижений сельскохозяйственной науки и передового опыта, а также в организационно-хозяйственном укреплении, помогали колхозам в составлении и выполнении производственных планов, готовили для них кадры.
"Победу социализма над капитализмом, упрочение социализма, - писал В. И. Ленин в 1920 г., - можно считать обеспеченными лишь тогда, когда пролетарская государственная власть, окончательно подавив всякое сопротивление эксплуататоров и обеспечив себе совершенную устойчивость и полное подчинение, реорганизует всю промышленность на началах крупного коллективного производства и новейшей (на электрификации всего хозяйства основанной) технической базы. Только это даст возможность такой радикальной помощи, технической и социальной, оказываемой городом отсталой и распыленной деревне, чтобы эта помощь создала материальную основу для громадного повышения производительности земледельческого и вообще сельскохозяйственного труда, побуждая тем мелких земледельцев силой примера и ради их собственной выгоды переходить к крупному, коллективному, машинному земледелию" (Соч., т. 31, с. 138) .
Для успешного осуществления перевода деревни на социалистический путь развития, учил Ленин, необходимо снабжение её тракторами, машинами, необходима всесторонняя помощь со стороны социалистического государства. Ленин указывал, что только массовое применение тракторов и машин в земледелии, электрификация в массовом масштабе могут решить вопрос о социалистическом перевоспитании мелкого земледельца.
Товарищ Сталин, развивая ленинские идеи о социалистическом строительстве в деревне в условиях советского строя, разработал целостную теорию коллективизации с. х-ва. Товарищ Сталин подчёркивал решающую роль машинной техники в социалистическом переустройстве мелкокрестьянской деревни. В отчётном докладе на XV съезде ВКП(б), обосновывая необходимость перехода к коллективному земледелию, товарищ Сталин указывал, что выход состоит в том "...чтобы мелкие и мельчайшие крестьянские хозяйства постепенно, но неуклонно, не в порядке нажима, а в порядке показа и убеждения, объединять в крупные хозяйства на основе общественной, товарищеской, коллективной обработки земли, с применением сельскохозяйственных машин и тракторов, с применением научных приёмов интенсификации земледелия.
Товарищ Сталин учил, что для обеспечения победы социализма в деревне необходимо осуществить коренную переделку как производительных сил, так и производственных отношений, что без объединения крестьянских хозяйств в колхозы нет возможности двинуть серьёзно ни интенсификацию, ни машинизацию с. х-ва, так же как невозможно развивать колхозы, не перестраивая техническую базу с. х-ва, не снабжая его современными с-х. машинами.
Но снабжать деревню тракторами и машинами невозможно, не развивая усиленными темпами социалистическую промышленность. Быстрый темп развития индустрии - вот что являлось, по учению Ленина и Сталина, ключом реконструкции с. х-ва. Проводя политику индустриализации, Коммунистическая партия и Советское государство в исключительно короткие сроки создали мощную промышленность тракторостроения, обеспечили в невиданных ранее масштабах производство в нашей стране современных с.-х. машин. Опираясь на успехи в индустриальном развитии страны, Коммунистическая партия под руководством товарища Сталина организовала широкое снабжение деревни передовой машинной техникой - тракторами и с.-х. машинами, развернула массовую подготовку механизаторских кадров, способных использовать эту технику, создавая всем этим новые производительные силы в деревне, укрепляя производственную смычку города и деревни и содействуя переходу крестьянства на путь строительства колхозов
Обобщая опыт социалистического строительства в деревне, И. В. Сталин "...раскрыл значение МТС, как опорных пунктов в деле социалистического переустройства сельского хозяйства и оказания помощи сельскому хозяйству и крестьянству со стороны социалистического государства" (Иосиф Виссарионович Сталин Краткая биография, с. 134). В речи на апрельском (1929) Пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б), намечая задачи партии в деле перевооружения с. х-ва на базе новой техники и строительства коллективного земледелия, товарищ Сталин обосновал необходимость "...развивать систему машинно-тракторных станций, помогающих крестьянству осваивать новую технику и коллективизировать труд..." (Соч., т. 12, стр. 58). Это было крупнейшее научное открытие - открытие новой, невиданной ранее в мире формы крупных предприятий в с. х-ве, призванных быть могучим рычагом Советского государства в деле создания и укрепления коллективного социалистического производства в с. х-ве, орудием перестройки всего уклада деревенской жизни, средством коммунистического воспитания миллионов трудящихся крестьян.
И во времена Российской империи, и при советской власти вопросы сельского хозяйства были важнейшими для нашего государства. Аграрные преобразования способствовали развитию экономики, обеспечению населения продуктами, а в лучшие времена – и успешному сельскохозяйственному экспорту. Поэтому всем нам нелишне будет вспомнить различные формы хозяйствования, что успешно прошли испытания временем и могут быть эффективно использованы сейчас, в начале XXI века. Одной из самых интересных форм технического обеспечения аграрного сектора до конца 1950-х были машинно-тракторные станции (МТС). Три десятилетия они способствовали решению непростых задач ускоренной модернизации страны, успешно доказали свою жизнеспособность – и сейчас мы, обратившись к их истории, можем увидеть много полезного для нашего времени и избежать ошибок прошлого…
Сразу после окончания Гражданской войны перед Советской Россией встал вопрос масштабных изменений всего устройства сельскохозяйственного производства в стране. Важнейшая роль в этом отводилась подведению под сельское хозяйство мощной базы машинной техники. Идея создания машинно-тракторных станций, помогающих колхозам, выросла из разнообразных форм реальной государственной помощи тракторами и другими сельхозмашинами беднякам и середнякам, а острая нехватка сельскохозяйственной техники обусловила необходимость ее централизованного распределения и использования.
В качестве первого опыта в 1927 году на Украине, при совхозе имени Шевченко, был организован отряд из 10 тракторов, обслуживавший окрестные бедняцкие и середняцкие хозяйства, а в 1928-м на его базе была создана первая в СССР машинно-тракторная станция, предоставлявшая сельскохозяйственную технику колхозам. С точки зрения партийного руководства страны, это стало мощным рычагом государственной помощи деревне, и XVI конференция ВКП(б) в 1929 году признала, что МТС предстоит стать одной из главных форм производственной смычки с крестьянством. Совет труда и обороны 5 июня 1929 года принял постановление «Об организации машинно-тракторных станций», вскоре был создан Всесоюзный центр машинно-тракторных станций – «Трактороцентр», а повсеместное строительство МТС началось после постановления ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 года «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству».
Эффект от деятельности МТС трудно переоценить – миллионы крестьян получили возможность использовать на полях машинную технику, прежде им совершенно недоступную; легче стал крестьянский труд, повысились урожаи. МТС дали колхозам все преимущества механизации без непосильных капитальных вложений. К тому же они сыграли важнейшую роль в ускорении коллективизации – крестьяне убеждались в преимуществах крупного машинного сельского хозяйства, и если в 1930 году в колхозы входило 23% крестьянских дворов, то к 1937-му – уже 93%! МТС: первые тракторы в колхозах
Для работы в МТС на село направлялись лучшие рабочие – члены партии и комсомольцы. Наиболее ярким примером стало движение «двадцатипятитысячников», когда по решению ВКП(б) в начале 1930 года в деревню выехало более 27 000 человек!
Взаимодействие колхозов и МТС было, по существу, межхозяйственным производственным сотрудничеством, особой формой соединения города с деревней. Причем с самого начала советское руководство возлагало на МТС задачи не одного лишь технического обслуживания, но и обустройства всего хозяйства колхозов. В ходе коллективизации страна покрылась сетью машинно-тракторных станций, которые стали прекрасной кузницей кадров – благодаря им ежегодно многие тысячи человек становились квалифицированными механизаторами.
Основным производственным звеном в МТС была постоянная тракторная бригада, за которой закреплялись тракторы, комбайны и другие сельхозмашины. Обычно МТС имели 10–20 тракторно-полеводческих бригад, до 100 тракторов, более 30 зерноуборочных комбайнов и много почвообрабатывающей и посевной сельхозтехники. Также МТС располагали механической мастерской, нефтебазой, складскими помещениями, грузовым автотранспортом, общежитиями для механизаторов-ремонтников.
Создание МТС шло по всей стране ударными темпами: в 1929–1930 годах было создано всего 260 МТС, в 1932-м – уже 2446, 1937-м – 5818, 1938-м – 6350, а в 1940 году – 7069! mts-6
Самым суровым испытание и для всего советского народа, и для МТС стала Великая Отечественная война. Трактористы в военное время быстро переучивались на танкистов и тысячами уходили на фронт, а задачи полной и своевременной уборки урожая (и обеспечения продовольственной безопасности страны) с машинно-тракторных станций никто не снимал. В условиях войны и жесточайшего дефицита кадров в МТС начали массово создавать женские тракторные бригады, работницы которых равнялись на знаменитую стахановку Пашу Ангелину. Именно женщины, ставшие механизаторами МТС, вынесли на своих плечах основную тяжесть четырех долгих военных лет.
Во время войны было разорено и разграблено 98 000 колхозов и почти 3000 МТС – так что в ходе послевоенного восстановления экономики одной из основных задач стало возрождение сельского хозяйства, восстановление разрушенных войной производственных сил деревни, главной составляющей которых были машинно-тракторные станции. И поставленная государством задача возродить МТС была выполнена. Если в 1938 году тракторный парк МТС (без совхозов) составлял 394 000 штук, а парк комбайнов и других машин – 153 500 штук, то в 1952-м в МТС насчитывалось уже 969 000 тракторов (в пересчете на 15-сильные), 255 000 зерновых комбайнов и много другой техники. Техническая вооруженность МТС неуклонно росла: в 1953 году государство поставило машинно-тракторным станциям и совхозам 150 000 тракторов (в 15-сильном исчислении) и 42 000 комбайнов, а с 1954 по 1957 год – более 500 000 тракторов общего назначения, 250 000 пропашных тракторов и много других сельскохозяйственных машин. К началу 1950-х МТС в среднем имели по 75 тракторов, 32 комбайна, 12 автомобилей, 350 работников и выполняли в год 60 000 усл. га пахоты.
За 5–7 послевоенных лет материальная база колхозов была восстановлена, и это дало повод заговорить о коренной реорганизации МТС. Большинство в высшем руководстве партии полагало, что производственно-техническое обслуживание колхозов через МТС перестало соответствовать потребностям развития сельского хозяйства и всю технику машинно-тракторных станций следует продать в собственность колхозам. Таким образом предлагалось разгрузить государство от капитальных вложений в сельское хозяйство. Вот интересная цитата из газет того времени:
«Было бы неправильно полагать, что колхозные вложения должны главным образом направляться на нужды культуры колхозной деревни, а на нужды сельскохозяйственного производства по-прежнему основную массу вложений должно производить государство. А не верней ли будет освободить государство от этого бремени ввиду полной способности колхозов принять это бремя всецело на себя?»
Впрочем, такой вопрос поднимался не впервые. Еще в конце 1929 года, на волне массового колхозного движения и первых успехов МТС, ЦК ВКП(б) принял решение передать МТС в собственность колхозов, при этом колхозам в течение трех лет предстояло выплатить государству стоимость переданной им техники. Решение это было принято по предложению группы ударников-колхозников, причем только в виде опыта, для пробы. Но первый же опыт оказался столь неудачным, что высшая партийная инстанция уже в конце 1930-го была вынуждена отменить свое решение как нецелесообразное. Причина тогда оказалась в бедности колхозов, которые просто не в силах были вынести такое финансовое бремя. Но теперь-то, когда колхозы стали богатыми, почему бы не вернуться к вопросу о продаже МТС?!
Тут можно вспомнить интересные слова И.В. Сталина, в сентябре 1952 года высказавшегося против передачи техники МТС колхозам:
«Мы все радуемся колоссальному росту сельскохозяйственного производства нашей страны, росту зернового производства, производства хлопка, льна, свеклы и т.д. Где источник этого роста? Источник этого роста в современной технике, в многочисленных современных машинах, обслуживающих все эти отрасли производства. Дело тут не только в технике вообще, а в том, что техника не может стоять на одном месте, она должна все время совершенствоваться, что старая техника должна выводиться из строя и заменяться новой, а новая – новейшей. Без этого немыслим поступательный ход нашего социалистического земледелия, немыслимы ни большие урожаи, ни изобилие сельскохозяйственных продуктов. Но что значит вывести из строя сотни тысяч колесных тракторов и заменить их гусеничными, заменить десятки тысяч устаревших комбайнов новыми, создать новые машины, скажем, для технических культур? Это значит нести миллиардные расходы, которые могут окупиться лишь через 6–8 лет. Могут ли поднять эти расходы наши колхозы, если даже они являются миллионерами? Нет, не могут, так как они не в состоянии принять на себя миллиардные расходы, которые могут окупиться лишь через 6–8 лет. Эти расходы может взять на себя только государство, ибо оно и только оно в состоянии принять на себя убытки от вывода из строя старых машин и замены их новыми, ибо оно и только оно в состояния терпеть эти убытки в течение 6–8 лет с тем, чтобы по истечении этого срока возместить произведенные расходы. Что значит после всего этого требовать продажи МТС в собственность колхозам? Это значит вогнать в большие убытки и разорить колхозы, подорвать механизацию сельского хозяйства, снизить темпы колхозного производства».
Но через год после того, как Сталин это написал, и через шесть месяцев после его смерти, в сентябре 1953-го состоялся пленум ЦК КПСС, заложивший основу национализации колхозов, а в конце марта 1958 года Верховный Совет СССР принял закон «О дальнейшем укреплении колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций». В соответствии с ним МТС постепенно реорганизовывались в ремонтно-технические станции (РТС), при этом вся их сельскохозяйственная техника передавалась или продавалась по самым низким ценам в те колхозы или совхозы, на которые она работала, а механизаторы становились колхозниками (при этом сохранялись трудовой стаж и стабильные расценки по заработной плате). Государство, предоставляя колхозам право купить комбайны, тракторы и другую сложную технику, предусматривало льготы для экономически слабых колхозов – рассрочку платежей сроком до 2–3, а в отдельных случаях и до 5 лет.
Реорганизация МТС стала самым важным шагом после коллективизации сельского хозяйства, оказала огромное воздействие на развитие всей экономики страны. Сменился весь уклад сельской жизни. И все-таки люди долго не могли смириться с тем, что МТС не стало… Сейчас машинно-тракторные станции – далекое наше прошлое, предмет изучения историков и экономистов. Но хотелось бы отдать должное механизаторам и работникам МТС – тем людям, что кормили страну в такое трудное для нее время!
Фильм «Трактористы», в котором показана история одной из МТС, стал популярнейшей советской комедией.
Режиссер – Иван Пырьев, в ролях – Марина Ладынина, Николай Крючков, Борис Андреев, Степан Каюков, Петр Алейников, 1939 год.
